Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Дипломная работа на тему: Рецепция кинематографа в художественном дискурсе В. бокова

Купить за 600 руб.
Страниц
71
Размер файла
69.41 КБ
Просмотров
17
Покупок
0
Данная работа посвящена особому типу визуализации в творчестве В. Набокова и ее влиянию особенности повествования в романе Отчаяние. Исследователи бокова обращают внимание метафизический характер прозы,

Введение

Данная работа посвящена особому типу визуализации в творчестве В. Набокова и ее влиянию на особенности повествования в романе "Отчаяние". Исследователи Набокова обращают внимание на "метафизический" характер прозы, делая акцент на "потусторонности" и "эстетике" письма. В то же время, главной особенностью поэтики Набокова считается металитературность. Интересующий нас визуальный код связан и с металитературным уровнем романа "Отчаяние" и с его метафизической стороной, является своеобразным медиатором между ними.

Традиционно в качестве совершенного метатекста в поэтике Набокова рассматривается такие романы как "Дар" и "Приглашение на казнь". Однако, рассматривая текст с точки зрения повествовательной модели, где важным становится не только рассказанная повествователем история, но и сам дискурс о тексте, роман "Отчаяние" также можно отнести к "метанарративным" текстам. Ж.-Ф. Жаккар в своей книге "Литература как таковая. От Набокова к Пушкину" пишет о том, что "…с самых ранних лет Набоков определяет главную свою эстетическую задачу: рассказать в произведении о том, как оно создается". По его словам, "Отчаяние" представляет собой "самый лучший пример автореференциальности, или метанарративности, а также соединения двух планов построения романа, что станет впоследствии одной из основных характеристик второго, американского, периода его творческого пути ("Подлинная жизнь Себастьяна Найта" (1941), "Бледный огонь" (1962), "Лолита" (1965) и др.)".

Затрагивая важнейшую характеристику жанра метаромана, а именно двуплановость структуры, где предметом для читателя становится как "роман героев", так и мир литературного творчества, процесс создания "романа героев", особенно важным представляется положение "теории жанров" М. Бахтина, в котором говорится, что всякое эстетическое событие есть взаимодействие автора и героя. Герой произведения является соучастником эстетической деятельности автора, которая включает в себя не только созерцание вымышленного мира и его обитателей, но и рассказ о них читателям посредством определенных повествовательных приемов. В данном понимании событие, о котором рассказывается, отличается от события рассказывания.

Металитературность произведения позволяет рассматривать текст с разных точек зрения, в том числе и с точки зрения оптической поэтики. В современном набоковедении сложилась определенная модель, благодаря которой тексты В. Набокова интерпретируются исключительно через оптико-звуковые элементы. С. Давыдов в своей фундаментальной работе "Тексты-матрешки" Владимира Набокова" пишет об особом зеркальном принципе построения текста. К. Фрумкин в "Позиции наблюдателя" указывает на "отстраненное созерцание" героя-повествователя (на материале рассказа "Соглядатай"). М. Гришакова, рассуждая о визуальной поэтике В. Набокова, говорит о том, что "внимание к пространственности литературного текста возникает параллельно с открытием иллюзионизма линейной перспективы, <…> а также в связи с визуальной революцией конца 19 - начала 20 в., с возникновением "движущихся картин" хронофотографии и кино". Актуальность данной проблемы состоит в том, что многие исследователи, отмечая оптический код в произведениях Набокова, указывают на его нахождение, не связывая это с поэтикой прозы.

Благодаря такой модели появляется возможность расширить понимание визуального кода, обозначив кино-уровень. Целью нашего исследования является анализ последнего русского романа В. Набокова "Отчаяние" с точки зрения визуализации повествования. Главным аспектом исследования будет являться кинематографический тип письма, так как это один из основных приемов набоковской прозы и прозы эпохи модернизма в целом.

Важным представляется не интертекстуальные связи с кинематографом, а наличие его аллюзий в тексте, обыгрывание Набоковым самого способа кинопоказа, имитация процесса, но не кино-содержания. Метатекстуальная природа "Отчаяния" тяготеет, скорее, к метапозиции, необходимой для описания культурного пространства того времени, поэтому одни исследователи пишут о "киноисточниках" романа (Лора Шлотхауэр, И. Смирнов), а другие - о "кинематографической технике" письма (Р. Янгиров, Н. Григорьева).

В поэтике произведений В. Набокова интерес вызывает именно его шестой роман "Отчаяние", так как он не только представляет собой жанр метаромана, но и наиболее схож по структуре с "кинематографической лентой". В "Отчаянии" особо проявляется известный набоковский принцип написания романа, когда текст пишется на оксфордовских карточках 9х12 каждая и раскладывается в любом порядке. Также важным представляется наличие двух вариантов финала - в русском варианте роман заканчивается словами "Отворить окно, пожалуй, и произнести небольшую речь", в американском варианте (переведенным В. Набоковым на английский язык) Герман начинает "съемку фильма". Такая двойственность финалов одного романа, безусловно, относится к основной идее произведения, где существуют два "похожих" героя, две нарративной линии и два текста, а также это отсылает нас к тому, что в 30-х г.г. в американском кинематографе появляется звук, тогда как русский кинематограф пребывает в жанре "немого кино".

Для осуществления цели исследования необходимо выполнить ряд задач: а) рассмотреть функции кино-метафор в структуре нарратива, б) обозначить киноприемы в тексте, в) отметить все оптические приемы, включая виды "зрелищ" и "минус-зрение" героев, г) проанализировать нарративную структуру произведения.

Важно, что визуализация определяется именно структурой произведения, так как оптический код тесно связан с наррацией в романе (главный герой выполняет функцию нарратора). М. Гришакова, ссылаясь на финского литературоведа П. Тамми, говорит об "акробатической попытке наблюдать себя глазами того, кого сам наблюдаешь", подобный поиск точки зрения описан у Набокова в автобиографии "Память, говори": "мальчик в проходящем через город поезде видит за окном пешехода и представляет его глазами проходящий поезд". Такой способ Гришакова называет "опосредованной визуализацией", что отсылает нас одновременно к точке зрения нарратора и героя, а в дальнейшем предопределяет принцип повествования.

Интересно отметить, что "акробатическая попытка" тесно связана с самой визуализацией, так как акробатический номер всегда предполагает зрителей (в 1 главе Герман произносит: "Оркестр, играй туш! Или лучше: дробь барабана, как при задыхающемся акробатическом трюке!" [400]). Попытка "посмотреть", представить себя глазами другого есть некий трюк, который влияет на развитие не только сюжетной линии текста, но и на повествовательную модель в целом, так как нарратор одновременно присутствует на уровне организации риторики текста и в событийном плане (рассказчик подглядывает за героями). О подобном трюке в творчестве Ю. Олеши пишет Г.А. Жиличева: "Он (Ю. Олеша - А.П.) называет воображение писателя "машиной превращений". Эмблемой такого неожиданного превращения или, говоря словами Олеши, "трюка", является прыжок "сальто-мортале". Подобные "прыжки" воображения приводят к повествовательным провокациям" (воображение - вообразить - представить).

Характерно, что в "Отчаянии" попытка "подглядеть" за героями вызывает нарративный сбой, когда нарратор нарушает границы между миром фиктивным (рассказываемым) и миром реальным. В дневнике от 15 мая 1974 г. Набоков пишет о замысле будущего тогда романа "Оригинал Лауры: смерть смешна": "Роман без "я", без "он", но повествователь везде подразумевается - скользящее око". Известен типичный набоковский каламбур, связанный с фамилией - Набоков - некое "око", "глаз". Отметим, что палка Феликса, которую главный герой Герман оставляет в машине, с "глазком" (в 5 главе - "Теперь я смотрел на палку, оказавшуюся у меня в руках: это была толстая, загоревшая палка, липовая, с глазком в одном месте и со тщательно выжженным именем владельца - Феликс такой-то, - а под этим - год и название деревни" [439]).

Трюком можно назвать не только "зрение" - "подглядывание" героя / рассказчика или его "слепоту" (как в случае с Германом, который плохо видит), но также его "прозрение". В романе Добычина "Город Эн", схожем по своей структуре с романом "Отчаяние", главный герой неожиданно прозревает в финале (финал есть сильная позиция в тексте), что предопределяется просмотром череды зрелищ. Напомним, что Герман "разыгрывает" свой театр ("Хотя я актером в узком смысле слова никогда не был, я все же в жизни всегда носил с собой как бы небольшой складной театр" [452]), а его жена Лида постоянно ходит в кинематограф ("Вот дура, - сказал я. - А как же иначе? Кто потом все приберет? Да и нечего тебе так много думать, пойди в кинематограф сегодня. До свидания, дура" [491]). Таким образом, "зрение" / "слепота" героя влияют не только на сюжетику романа (обнаружение оптического кода), но и на структуру текста - Герман, являющийся одновременно и героем романа, и его рассказчиком, не видит то "кино", которое снимает. Также физическая неполноценность героя говорит о необъективной передаче информации о событиях, создавая намеренную ложную нарративную стратегию (мы все же знаем, что данный текст - роман В. Набокова, а не повесть Германа).

Происходит, таким образом, тот самый "акробатический трюк", то есть в набоковском понимании - совмещение визуального кода с нарративной структурой романа. На наш взгляд, это напрямую связано с наличием "мистификаций" и кинематографических аллюзий в тексте. Р. Лахман в статье "Семиотика мистификации: "Отчаяние" Набокова" отмечала: "Благодаря намёкам в тексте мистификация приобретает значение аллегории мимезиса и миметических успехов или неудач в разрушении знакового порядка и создании невероятных альтернатив. <…> В игре аллюзий, своего рода семантических призраков, развёртывается, невзирая на условную соразмерность, новый порядок вещей и знаков. Вытеснение сходства компенсируется фикцией". Сходства между Германом и Феликсом нет, иллюзия становится главной сюжетообразующей и метаобразующей доминантой. В тексте мы также видим иллюзию "присвоения" и написания текста (Герман присваивает роман Набокова и после этого пишет свою повесть).

В связи с этим можно проследить некую традицию в литературе того времени, когда литература уже не равна сама себе. По словам Жаккара, в эпоху модернизма "произведение искусства изображает исключительно само себя". На письмо оказывают влияния такие виды искусства, как живопись (стоит отметить импрессионизм, так как литература заимствует особую технику воспроизведения), музыка, балаган и его инварианты - цирк и кинематограф. Е.С. Шевченко пишет о том, что одной из главных тенденций искусства первой половины ХХ в. являлся интерес к народным, площадным (в том числе и смеховым), балаганным формам культуры. Набоков заимствует некоторые элементы этой художественной парадигмы.

Методологической базой исследования послужили работы набоковедов, напечатанные в сборнике "Hypertext Отчаяние. Сверхтекст Despair" под редакцией И. Смирнова. Сборник вышел в Мюнхене в 2000 г. и специально посвящен роману "Отчаяние". М. Маликова определяет этот сборник как "гипертекст", который "хотя и хронологически вписывается в юбилейную набоковиану, внутренне, генетически происходит совсем из иного отношения к Набокову и вообще к литературе….". Данный сборник описывает поэтику романа наиболее целостно, в ней определяются основные направления прозы Набокова 20-30 х г.г., текст рассматривается с разных сторон культурного влияния того времени, называя такие сопоставления, как roman du roman, гипертекст, мистификация и кинематограф.

Оглавление

- Введение

- Рецепция кинематографа в художественном дискурсе В. Набокова .1 Кинематограф и киноповествование

- Немое кино как структурный элемент в повествовании В. Набокова

- Киносценарий главного героя

- Философские подтексты романа

- Кинематографический контекст литературы. Киноприемы В. Набокова

- Минус-кино в нарративе Отчаяния Глава 2. Визуальный код в романе В. Набокова Отчаяние

- Гипертекст в романе Набокова

- Персонификация повествования в романе

- Гибридная форма

- Нарративная стратегия

- Движение-повествование

- Роман-монтаж

- Снимать слова Ж. Деррида Заключение

- Список литературы

Заключение

Рассмотрев роман В. Набокова "Отчаяние" с точки зрения визуализации повествования, можно сделать вывод, что кино-код становится организующим принципом. Для романа характерна стратегия провокации, так как кинематограф есть своего рода оптический трюк. Набоков использует метафору кинопоказа, имитируя сам процесс, а не кино-содержание. Кино-код в романе указывает только на кинематографический тип письма (а, следовательно, и прочтения), на сюжетном уровне кино остается "недоснятым".

О действительной съемке фильма мы узнаем в финале американского варианта "Отчаяние":

Список литературы

1. Александров В. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика. - СПб.: "Алетейя", 1999.

2. Барабтарло Г. Предисловие автора к американскому изданию// Набоков В. Отчаяние. - СПб.: Азбука-классика, 2009.

3. Барабтарло Г. Лаура и ее перевод // Набоков В. Лаура и ее оригинал. - СПб.: Азбука-классика, 2010.

4. Барт Р. S/Z. - М.: Аd Marginem, 1994.

5. Барт Р. Смерть автора [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.philology.ru/literature1/barthes-94e.htm

. Бахтин М. М. Слово в романе // Вопросы литературы и эстетики. - М.: Художественная литература, 1975.

7. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества // Косиков К. Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. - М.: Прогресс, 2000.

8. Бодрийяр Ж. Пароли. - Екатеринбург: Старалайнт, 2009.

. Бойд Б. Биография В. Набокова. Американский период. - М.: "Захаров", 2001.

. Буренина О. "Отчаяние" как олакрез русского символизма: Федор Сологуб и Владимир Набоков. In: Hypertext Отчаяние / Сверхтекст Despair. Studien zu Vladimir Nabokovs Roman-Rätsel, hrsg. Von I. Smirnov. München, 2000.

11. Визель М. Гипертекст. По ту и эту сторону экрана [Электронный ресурс] // Иностранная литература. - 1999. - № 10. - Режим доступа: <http://magazines.russ.ru/inostran/1999/10/visel.html>

12. Григорьева Н. Авангард в "Отчаянии" // "Империя N. Набоков и наследники": сб. статей / Под ред. Ю. Левинга, Е. Сошкина. - М.: НЛО, 2006.

13. Гришакова М. О визуальной поэтике В. Набокова [Электронный ресурс] // НЛО - 2002, №54. - Режим доступа: <http://magazines.russ.ru/nlo/2002/54/>

. Давыдов С. "Тексты-матрешки" Владимира Набокова. -München: Verlag Otto Sagner, 1982.

. Делез Ж. Кино. - М.: "Ад Маргинем", 2004.

. Деррида Ж. Lе cinéma еt ses fantômes. In: Cahiers du cinéma, # 556, Avril 2001 [Электронный ресурс] // ж. Сеанс - № 21-22. - Режим доступа: <http://seance.ru/n/21-22/retro-avangard-zhak-derrida/kino-i-ego-prizraki/>

17. Деррида Ж. Театр жестокости и завершение представления // Косиков К. Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. - М.: Прогресс, 2000.

. Джонсон Д. Миры и антимиры Владимира Набокова. - СПб.: SYMPOSIUM, 2011.

. Добычин Л. Город Эн / Проза 1920- 19040-х годов. В 3 т. Т. 2. -М. : "Слово", 2001.

. Долин А., Сконечная О. Примечания к роману В. Набокова Отчаяние / Набоков В. Собрание сочинений русского периода в пяти томах. Т. 3. - СПб.: "Симпозиум", 2000.

. Жаккар Ж.-Ф. Литература как таковая. От Набокова к Пушкину. - М.: НЛО, 2011. Женетт Ж. Повествовательный дискурс [Discours du récit] / Женетт Ж. Фигуры. Т. 2. - М., 1998. - С. 60- 280.

. Женетт Ж. Фигуры. Т. 2. - М., 1998.

. Жиличева Г. Принципы повествования в романе Ю. Олеши "Зависть" [Электронный ресурс] // NARRATORIUM: междисц. ж. № 1-2 (Весна-Осень 2011). - М., 2001. Режим доступа: <http://narratorium.rggu.ru/section.html?id=9261>

. Жиличева Г. Метафоры балагана в нарративной структуре русских романов 1920 - 1930-х годов // Томский филологический вестник. - 2011. - №2.

. Жиличева Г. Фигура нищего в нарративах Ю.Олеши // Новый филологический вестник. - 2010. - №4 (15).

. Захарьин Д. Набоков и Андре Жид. Отчаяние roman du roman. // In: Hypertext Отчаяние / Сверхтекст Despair. Studien zu Vladimir Nabokovs Roman-Rätsel, hrsg. Von I. Smirnov. München, 2000.

. Изакар А. Набоков, шахматы, кино / ж. СЕАНС. - 2009. - №13.

. Исахайя Ю. "Набоков и набоковедение: девяностые годы" // "Империя N. Набоков и наследники": сб. статей / Под ред. Ю. Левинга, Е. Сошкина. - М.: НЛО, 2006.

. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман// Косиков К. Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. - М.: Прогресс, 2000.

. Лахман Р. Семиотика мистификации: "Отчаяние" Набокова. In: Hypertext Отчаяние / Сверхтекст Despair. Studien zu Vladimir Nabokovs Roman-Rätsel, hrsg. Von I. Smirnov. München, 2000.

. Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики [Электронный ресурс]. - Таллин: Издательство "Ээсти Раамат", 1973. - Режим доступа: http://psujourn.narod.ru/lib/lotman_cinema.htm

. Левинг Ю. Вокзал-Гараж-Ангар [Электронный ресурс]. - М.: Издательство Ивана Лимбаха, 2004. - Режим доступа: <http://www.limbakh.ru/index.php?id=367>

. Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики [Электронный ресурс]. - Таллин: Издательство "Ээсти Раамат", 1973. - Режим доступа: <http://psujourn.narod.ru/lib/lotman_cinema.htm>

34. Макеенко Е. "Малышка Лили" Клода Миллера: минус-Чехов-прием экранизации // Притяжение, приближение, присвоение: вопросы современной компаративистики / Под ред. Н.О. Ласкиной, Н.А. Муратовой. - Новосибирск, Изд. НГПУ, 2009.

35. Набоков В. Весна в Фиальте [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.modernlib.ru/books/nabokov_vladimir_vladimirovich/vesna_v_fialte/read_2/>

. Набоков В. Король, дама, валет / В. Набоков. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 1. - М.: "Правда", 1990.

. Набоков В. Лаура и ее оригинал. - СПб.: Азбука-классика, 2010.

. Набоков В. Лолита. Сценарий. - СПб.: "Азбука-классика", 2010.

39. Набоков В. Отчаяние // Набоков В. Собрание сочинений русского периода в пяти томах. Т. 3. - СПб.: "Симпозиум", 2000.

40. Набоков В. Предисловие автора к американскому изданию // Набоков В. Отчаяние. - СПб.: Азбука-классика, 2009.

41. Набоков В. Приглашение на казнь / Набоков В. Избранные произведения. - М.: Советская Россия, 1989.

42. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. - М.: Мысль, 1990.

. Олеша Ю. Зависть. - М.: "Вагриус", 1999.

. Пастернак Л. Доктор Живаго. - М.: Дрофа - Вече, 2004.

45. Пелевин В. t [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://lib.rus.ес/b/210783/read>

. Руднев В. Словарь культуры ХХ века [Электронный ресурс]. - М.: Аграф, 1997. - Режим доступа: <http://rudnevslovar.narod.ru/>

. Селин Ф. Путешествие на край ночи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://lib.ru/INPROZ/SELIN/kraj_nochi.txt>.

. Сендерович С., Шварц Е. Сок трех апельсинов. Набоков и петербургский театральный авангард // "Империя N. Набоков и наследники": сб. статей / Под ред. Ю. Левинга, Е. Сошкина. - М.: НЛО, 2006.

. Смирнов И. Историческая семантика кино. Видеоряд. - СПб, 2009.

. Смирнов И. Философия в "Отчаянии". In: Hypertext Отчаяние / Сверхтекст Despair. Studien zu Vladimir Nabokovs Roman-Rätsel, hrsg. Von I. Smirnov. München, 2000.

. Тамарченко Н. Д. Поэтика: сл оварь актуальных терминов и понятий / Под ред. Н.Д. Тамарченко. - М.: Издательство Кулагиной, Intrada, 2008.

. Тюпа В. Стихи Ю. Живаго и мегатексте о художнике и жизни // Тюпа В. Литература и ментальность. - М.: "Вест-Консалтинг", 2009.

. Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. - М.: Наука, 1977.

. Хренов Н. Зрелища в эпоху восстания масс. - М.: Наука, 2006.

. Фрейденберг О. Миф и литература древности. - М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1998.

. Фрумкин К. Позиция наблюдателя. Отстраненное созерцание и его культурные функции. - Киев: Ника-Центр, - М.: Старклайт, 2003.

. Шевченко Е. Эстетика балагана в русской драматургии 1900-х - 1930-х гг. - Самара: "Самарский научный центр РАН, 2010.

58. Шлотхауэр Л. Роман "Отчаяние" Вл. Набокова и немой немецкий кинематограф. In: Hypertext Отчаяние / Сверхтекст Despair. Studien zu Vladimir Nabokovs Roman-Rätsel, hrsg. Von I. Smirnov. München, 2000.

59. Шмид В. Нарратология [Электронный ресурс]. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_ Buks/Literat/shmid/index.php

60. Эко У. Заметки на полях "Имени розы" / "Имя розы". - М.: "Книжная палата", 1989.

. Ямпольский М. О близком. - М.: НЛО, 2001.

62. Янгиров Р. "Чувство фильма": Заметки о кинематографическом контексте в литературе русского зарубежья 1920 - 1930-х годов // "Империя N. Набоков и наследники": сб. статей / Под ред. Ю. Левинга, Е. Сошкина. - М.: НЛО, 2006.

. Nabokov V. Nicholas Garnham interviewed mе аt the Montreux Palas for Release [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vladimirnabokov.ru/misc/interview__1968_3/htm

Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
71
Размер файла
69.41 КБ
Просмотров
389
Покупок
0
Рецепция кинематографа в художественном дискурсе В. бокова
Купить за 600 руб.
Похожие работы
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1952 оценок
среднее 4.2 из 5
uzinskayaantonina Прекрасный эксперт, все очень хорошо сделала, умничка каких мало, были проблемы с самим сайтом (некорректно работал...
Михаил Спасибо большое за доклад! Все выполнено в срок. Доклад был принят и одобрен.
Михаил Очень долго искала эксперта, который сможет выполнить работу. Наконец-то нашла. Работа выполнена в срок, все,как...
Юлия работа выполнена отлично, раньше срока, недочётов не обнаружено!
Юлия Работа выполнена качественно и в указанный срок
Ярослава Эксперта рекомендую !!!! Все четко и оперативно. Спасибо большое за помощь!Буду обращаться еще.
Ярослава Благодарю за отличную курсовую работу! Хороший эксперт, рекомендую!
Марина Хорошая и быстрая работа, доработки выполнялись в кратчайшие сроки! Огромной спасибо Марине за помощь!!! Очень...
Мария Благодарю за работу, замечаний нет!
Елена Елена прекрасно справилась с задачей! Спасибо большое за великолепно выполненную работу! Однозначно рекомендую!

Рассчитай стоимость работы через Telegram